Слово и фраза: Искать: Сортировать по:
Форумы на Sostav.ru / Психология рекламы. / Трактовка эксперимента - это дело вкуса. (с) Петр Капица
Жестокие опыты психологов... и не только
< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 >

Profile
Cedars©

Постов: 5253
Дата регистрации: 24.05.2003
Изучение врожденных индивидуально-типических признаков у управленцев


С различиями в работе полушарий головного мозга человека, их асимметрией связаны, как уже отмечалось, общие и специальные способности, изучения и своевременное развитие которых имеет важное значение для практики профессионального отбора. Дело в том, что индивидуально-типические особенности, обусловленные функционированием различных участков мозга являются, как правило, врожденными и слабо поддаются коррекции. Вместе с тем, современными исследователями установлено, что преобладание в психической деятельности человека того или иного полушария во многом определяет профессиональный выбор и успешность его реализации, поэтому раннее выявление этих особенностей способствует оптимизации планирования жизненного пути личности, а также улучшению работы с персоналом.

Определение профессиональной пригодности того или иного человека к определенному виду деятельности возможно на основе изучения врожденных индивидуально-типических признаков, к числу которых относятся: тип переплетения пальцев, ведущая рука, доминирующий глаз и некоторые другие. Например, профессию управленца (поскольку не каждый может стать им) можно отнести к профессиям абсолютного типа пригодности. Такой подход ставит проблему строго психологического отбора, в связи с чем и представляет интерес анализ взаимозависимости между успешностью управленческой деятельности и врожденными индивидуально-типическими признаками человека.

Для выявления названных признаков можно использовать методику Т. К. Чернаенко и Б. В. Блинова ( См. Чернаенко Т. К., Блинов Б. В. Прогнозирование особенностей склада руководителей на основе выраженной функциональной асимметрии // Психологический журнал. - 1988. - т. 9 - № 4.), позволяющую выявить тип переплетения пальцев, доминирование правого или левого глаза, ведущую руку:
Определение ведущего глаза. Необходим белый лист бумаги размером 5х10 см с отверстием 1х1 см в центре. Фиксируется предмет, находящийся на расстоянии двух-трех метров, глядя на него через отверстие в бумаге (лист нужно держать на расстоянии 30-40 см от глаз). Поочередно закройте правый и левый глаз. Ведущим считается тот, при закрывании которого предмет исчезает из поля зрения, или тот, которым вы видите предмет так же, как двумя глазами;
Проба скрещивания рук, или «поза Наполеона». Если при скрещивании рук правая кисть ложится на левое предплечье, оказываясь на нем сверху, а левая располагается под правым предплечьем, значит, в данной пробе ведущей является правая рука.

Как показали исследования, проведенные названными авторами, в группе лучших руководителей наблюдаются три следующих профиля: а) сочетание правого ведущего глаза, левого типа переплетения пальцев и правой руки в «позе Наполеона» (тип П-Л-П); б) сочетание типа П-П-П; в) сочетание типа Л-Л-Л. Низкой психологической пригодности к управленческой деятельности соответствуют профили типа Л-Л-П и П-П-Л.

При этом было выявлено следующее. Руководители с левым ведущим глазом оказались более консервативными и скептичными. Они несколько медленнее соображают по сравнению с «правоглазыми» и у них сильнее выражены стремление к доминированию, потребность в признании. Они более агрессивны, активнее стремятся к независимости. Руководители с данным признаком более тревожны, нервозны, более эмоциональны, чем «правоглазые», менее устойчивы к стрессу, менее адаптивны, хотя и более активны.

Руководители с правым ведущим глазом являются более гибкими, спокойнее относятся к переменам, не боятся нового. Их поведение более адаптивное, они более социабельны и контактны. У них меньше выражена потребность в «отдельности», больше - в единении.

Обладатели правого типа переплетения пальцев более недоверчивы, фиксированы на неудачах, склонны к соперничеству. У них больше выражены самодостаточность, стремление к независимости, самостоятельности. Лица с левым типом переплетения пальцев более социабельны, уступчивы и терпеливы. У них более выражены предрасположенность к групповой деятелньости и «чувство локтя».

Таким образом, углубленное и всестороннее изучение организации свойств психики работника путем анализа особенностей ее индивидуальности позволяет разработать систему профотбора управленцев на основе учета биологически обусловленных предпосылок психических различий (например, при распределении молодых специалистов, формировании резерва и т. д.).

(c) Г.В.Щекин. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. М., 1992.
--------
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
(с) Конфуций (Кун Цзы) (ок. 551 479 гг. до н.э.)

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей Сайт пользователя 12.10.2008 11:13
цитата
Profile
Cedars©

Постов: 5253
Дата регистрации: 24.05.2003
Преобладающее полушарие и карьера.


Итак, установлено, что наш мозг состоит из двух полушарий, и при рождении каждое из них имеет потенциал контролировать большинство, а возможно, и все, - виды деятельности в теле. Однако полушария вскоре начинают «специализироваться»: у большинства людей-тех, кто пишет правой рукой - левое полушарие отвечает за речь, логическую обработку информации и много другое, включая движения правой стороной тела. Правое полушарие «контролирует» образное мышление, интуицию, творчество, воображение и является связующим звеном с чувствами (ощущениями). Предполагают также, что существует связь между правым полушарием и чувством юмора. Это же полушарие управляет движениями левой части тела. При этом любой человек может преимущественно обрабатывать информацию при помощи левого или правого полушария, либо являться представителем «смешанного» мозга.

По наблюдениям директора Центра консультирования по профессиональной занятости Тони Мили США «правополушарные» и «левополушарные» работники имеют следующие отличительные особенности:

обрабатывающие информацию при помощи левого полушария любят иметь дело с проблемами, решаемыми логическим путем и являются активными и разговорчивыми людьми. Скорее конформисты, они ищут точные факты и любят конструктивные предписания (задания). Они скорее делают выводы, чем произведут новые идеи и, в сущности, они скорее улучшают существующий процесс или продукт, чем изобретут что-то новое. Им нравится работать в проблемно-ориентированных организациях, имеющих четкую структуру, налаженный контроль и ясно очерченный круг ответственности. Прежде организации и системы работы были по преимуществу «правомозговыми». Многие системы, возможно, начали превращаться в «левомозговые» после Фредерика Тейлора, основателя научного менеджмента.

Обрабатывающие информацию при помощи правого полушария, с другой стороны, сильны в вопросах, решаемых интуитивным путем, и очень хороши в образном мышлении. Им нравится изобретение, нахождение главной идеи, открытие через проблемную ситуацию. Они чаще не являются конформистами (т. е. приспосабливающимися). Обрабатывающие информацию при помощи правого полушария часто предпочитают организации, которые имеют идеалистические цели и такие, где они могут проявить личную инициативу. Им нравятся гибкие правила и они существенным образом человека - ориентированные.

Люди со смешанным мозгом используют стратегии левого или правого полушария в соответствии с ситуацией. Не бесспорно, что смешанная обработка информации имеет преимущество, например, в большей части кадровой работы, и вполне возможно, что доля левшей в поддержании жизнедеятельности организации выше национальной (средней) нормы. «Левомозговой» подход необходим для гарантии таких вещей, как точность в деталях, в письме, в котором делается предложение будущему служащему. «Правомозговой» подход необходим в отношении к людям. Люди со «смешанным» мозгом работают одновременно по «левомозговому» и «правомозговому» методам обработки информации.

Тони Мили утверждает, что существует важная отрасль знания о соответствующих склонностях левосторонних (левшей) и правосторонних (правшей) людей и о том, что не игнорируя их как в проектировании и компоновке рабочих мест, так и в решении по комплектованию штата и его расстановке, менеджеры могли бы серьезно улучшить исполнение работы служащими. Особенно это касается правильного использования «левшей», которые составляют примерно 10% всех людей и среди которых часто встречаются одаренные люди (например, Леонардо да Винчи, Микельанджело Чарли Чаплин, В. И. Даль, И. П. Павлов и многие другие).

Леворукость нельзя считать болезнью или, тем более, психическим отклонением, однако иные родители, а зачастую и учителя, пытаются переучивать таких детей. Ученые же убеждены: насильственное переучивание леворуких приводит к неврозам, поскольку природа не прощает стремления переиначить то, что она заложила в самые сокровенные глубины организма. Не случайно Тони Мили, обративший пристальное внимание на проблему леворукости служащих, обнаружил среди своих клиентов более 60%, страдающих от различных стрессов. При этом леворукие называли широкий круг причин (личные или семейные проблемы, неопределенность карьеры, ухудшающееся исполнение работы и т. д.), кроме единственно верной. В основе такого стресса лежит, как правило, невозможность «правомозговой» личности (левши) приспособиться к другому миру - миру, который является «лево-мозговым».

Поэтому, при поисках путей улучшения работы с персоналом необходимо учитывать фактор «леворукости» в проектировании оборудования и деловой мебели, планирование рабочего места, решениях по вербовке, отбору и развитию карьеры. Тем более, что по наблюдениям Т. Мили, почти все леворукие-«белые воротнички», большинство из которых мужчины, часто менеджеры и сотрудники творческой направленности. Так, 8 из 10 сотрудников творческого отдела одного из американских рекламных агенств оказались левшами, а научный отдел одной из ведущих промышленных организаций, состоящий из 12 сотрудников, включал 11 левшей во главе с руководителем подразделения. Иными словами, используя «правомозговых» людей для выполнения «лево-мозговой» работы, организация не только губит таланты, но и плодит неудовлетворенных работой служащих, что неминуемо скажется на текучести персонала, а, значит и на результатах общей деятельности фирмы.

Как же определить, левша ли перед вами и каковы возможные проявления этого? Т. Мили дает для этого следующие рекомендации:
во-первых, вы можете увидеть леворукость служащих при письме, или заметить, что они пользуются левой рукой много жестикулируя;
во-вторых, используйте наблюдения за движениями глаз говорящего: правши, при задумчивости, обращают взор вправо, левши, наоборот, влево;
в-третьих, изучите интересы досуга служащего, которые у левши часто связаны с необходимостью осязательности и непосредственного восприятия. Если вы видите в данных о кандидате при поступлении на работу, что его интересы включают некоторые из следующих, вполне возможно, что перед вами левша: виндсерфинг, парусный спорт, лыжи, альпинизм, изготовление моделей (например, авиамоделизм), игры с ракеткой (теннис, бадминтон и др.).

Естественно, что осязательная привлекательность для левшей относится не только к досугу; она может распространяться также на работу. И в этом часто заключается проблема, поскольку традиционно любой, связанный с осязанием род занятий, принято относить только к ручному (физическому) труду. В связи с этим левши могут иметь трудности с карьерой, а чтобы этого не происходило, необходимо уже на этапе приема на работу предусмотреть оптимальное использование работника с учетом фактора леворукости».

(c) Г.В.Щекин. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. М., 1992.
--------
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
(с) Конфуций (Кун Цзы) (ок. 551 479 гг. до н.э.)

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей Сайт пользователя 12.10.2008 11:14
цитата
Profile
Cedars©

Постов: 5253
Дата регистрации: 24.05.2003
Асимметрия мозга и специальные способности


Ранее нами были рассмотрены специфические человеческие типы, обозначенные в трудах И. П. Павлова как «художественный» и «мыслительный» (существует еще и промежуточный, «средний» тип). Данная типология связана с учением, согласно которому

высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой сигнальной системы - образной, эмоциональной, и второй - связанной с отображением этих образов посредством слова - сигнала сигналов. Относительное преобладание первой сигнальной системы характеризует художественный тип, относительное преобладание второй - мыслительный тип, равное их представительство - средний тип людей. При этом у «художников» деятельность больших полушарий затрагивает всего меньше лобные доли и сосредотачивается главным образом в остальных отделах, у «мыслителей», наоборот,- преимущественно в первых (12).

Наличие двух сигнальных систем в психике человека связано с деятельностью правого и левого полушарий мозга, первое из которых более ответственно за продуцирование образов и эмоций, а второе - слов и речи в целом. Относительное преобладание деятельности правого полушария мозга человека позволяет судить о преимущественности первой сигнальной системы, и преобладание левого полушария - о доминировании второй сигнальной системы. При этом левое полушарие мозга управляет правой стороной тела человека, а правое - левой (так называемая асимметрия мозга). Простейший тест для выявления относительного преобладания той или иной сигнальной системы состоит в неоднократном «схлестывании» или переплетении пальцев: если сверху всегда оказывается большой палец левой руки, то говорят об отнесении данного человека к художественному типу (первая сигнальная система); если сверху оказывается большой палец правой руки, то это указывает на мыслительный тип (вторая сигнальная система).

Индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность индивидуума к одному из трех типов людей, проявляются в общих и специальных способностях человека, его индивидуальном «жизненном стиле». Дело в том, что развитие способностей опирается на соответствующие задатки, представляющие собой некоторые анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга человека. Поэтому изучение врожденных индивидуально-типических особенностей высшей нервной деятельности является важным условием эффективного профессионального отбора.

Основные отличия в работе полушарий головного мозга человека впервые обнаружил американский ученый Р. Сперри, который однажды в лечебных целях рискнул рассечь межполушарные связи у больных эпилепсией (Подробнее см.: В. Ротенберг. Мозг. Стратегия полушарий // Наука и жизнь. - 1984. - № 6). В результате было обнаружено, что человек, у которого было «отключено» правое полушарие, а «работало» левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но часто оказывался беспомощным, когда требовалось что-то делать с предметами материального мира или их изображениями. Когда «отключали» левое полушарие, а «работало» одно правое, пациент легко справлялся с такими задачами, хорошо разбирался в произведениях живописи, в мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные речевые конструкции и совершенно не мог сколько-нибудь связно говорить. В соответствии с этим основная деятельность левого полушария получила название логико-вербального мышления, а правого пространственно-образного.

При этом отличительной особенностью «правополушарного» - образного мышления считают способность целостно, в комплексе воспринимать предметы и явления, с одновременной и моментальной обработкой многих параметров. «Левополушарное» же мышление наделяют способностью к последовательной обработке информации, когда познание происходит постадийно и, в связи с этим, носит аналитический характер. Данное отличие было установлено еще И. П. Павловым, который писал, что «художников» захватывает действительность целиком, сполна, без всякого дробления и разъединения, а «мыслители» дробят ее, и тем как бы умертвляют, делая из нее скелет, и затем только постепенно собирают ее части и стараются таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается (12).

В последнее время появились исследования, которые продолжили и углубили изучение деятельности полушарий мозга человека. Обзор результатов этих исследований (В. Ротенберг, 1984) позволяет сделать вывод о двух различных типах мышления, двух различных стратегиях полушарий. Это различие сводится к принципам составления связного контекста из отдельных элементов информации: левополушарное мышление из этих элементов создает однозначный контекст, т. е. из всех бесчисленных связей между предметами и явлениями оно активно выбирает только некоторые, наиболее существенные для данной конкретной задачи. Правополушарное же мышление создает многозначный контекст, благодаря одновременному схватыванию практически всех признаков и связей одного или многих явлений. Иными словами, логико-знаковое мышление вносит в картину мира некоторую искусственность, тогда как образное мышление обеспечивает естественную непосредственность восприятия мира таким, каков он есть.

Описанная концепция фундаментальных различий между лево- и правополушарной стратегией переработки информации имеет прямое отношение к формированию различных способностей. Так, для научного творчества, т. е. для преодоления традиционных представлений, необходимо восприятие мира во всей его целостности что предполагает развитие способностей к организации многозначного контекста (образного мышления). И действительно, существуют многочисленные наблюдения, что для людей, сохраняющих способности к образному мышлению, творческая деятельность менее утомительна, чем рутинная, монотонная работа. Люди же, не выработавшие способности к образному мышлению, нередко предпочитают выполнять механическую работу, причем она им не кажется скучной, поскольку они как бы «закрепощены» собственным формально-логическим мышлением. Отсюда ясно, отмечает В. Ротенберг, «как важно с ранних лет правильно строить воспитание и обучение, чтобы оба нужных человеку типа мышления развивались гармонично, чтобы образное мышление не оказалось скованным рассудочностью, чтобы не иссякал творческий потенциал человека».

там же. (c) Г.В.Щекин. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. М., 1992.
--------
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
(с) Конфуций (Кун Цзы) (ок. 551 479 гг. до н.э.)

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей Сайт пользователя 12.10.2008 11:16
цитата
Profile
Cedars©

Постов: 5253
Дата регистрации: 24.05.2003
Темперамент и профессия


Ученые издавна заметили, что представители различных типов темперамента выбирают преимущественно те профессии, которые наиболее соответствуют их природным наклонностям.

Поэтому, в руководствах по физиогномике и хиромантии холерикам предписывалась деятельность, позволяющая установить нормальный порядок в труде и отдыхе, работу умеренно-деятельную, поскольку утомляющие физические и умственные занятия неблагоприятны для представителей данного типа темперамента. Вместе с тем они не должны выбирать профессию, требующую сидячего образа жизни, а также занятий, связанных с длительным пребыванием у огня (горны, печи) и, вообще, с высокими температурами, так как это тоже вредно для их здоровья. Для меланхолика же нужен свежий воздух, солнечный свет, умеренные физические упражнения, хорошие взаимоотношения с сослуживцами. Сидячий образ жизни также оказывает вред представителям этого типа темперамента, особенно связанный с умственным напряжением без достаточного сна.

Живого дела должны искать себе сангвиники, в котором умственная деятельность сочеталась бы с умеренным физическим трудом. Им вполне соответствуют занятия, связанные с общением и взаимодействием с другими людьми. Поэтому деятельность торговая и, вообще, коммерческая, отлично подходит данному типу. Флегматику необходимы постоянные движения, физический деятельный труд, яркие впечатления и, вообще, такие занятия, которые способны взволновать и физически, и морально. Свежий воздух, полевые работы, садоводство, земледелие - прекрасные средства для того, чтобы укрепить и поддержать их здоровье и хорошее самочувствие.

Таким образом, уже в далеком прошлом ученые пытались найти оптимальное соотношение различных типов темперамента и соответствующих видов деятельности, что считалось полезным и для отдельного индивидуума и общества в целом. И сегодня, чтобы осуществлять индивидуальный, психологически обоснованный подход к работникам, необходимо правильно представлять свойства их темперамента. Важность учета различных типов темперамента в кадровой работе обусловливается особенностями освоения работниками профессий, их поведения, а также индивидуального стиля деятельности. Современными исследованиями установлено (13), что у сангвиника двигательные навыки образуются весьма быстро, хотя в начале наблюдается хаотическая деятельность типа «проб и ошибок». Сформированные навыки отличаются прочностью и помехоустойчивостью. У холериков движения резкие, напряженные, не всегда, особенно на первых порах, согласованные. Двигательные навыки образуются с большим трудом, чем у сангвиников, однако после тренировки деятельность первых приближается к уровню вторых. Движения флегматиков замедленные, но высоко координированные. Благодаря точности и согласованности движений, а в ряде случаев, и большей настойчивости, они в значительной мере компенсируют инертность, показывая высокую продуктивность труда.

Для меланхоликов характерны скованные, неуверенные, хаотичные движения. Навыки вырабатываются с трудом и легко тормозятся. Поэтому работа диспетчера, оператора пульта управления и т. п., полная неожиданностей и осложнений, им противопоказана (13). Описанные особенности в значительной степени проявляются и в других, не только двигательных, видах деятельности.

Для отнесения работника к определенному типу темперамента следует убедиться (в частности, на основе наблюдения за внешними особенностями поведения) в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт (5):
активность. О ней судят по тому с какой степенью энергичности работник стремится к новому, пытается воздействовать на окружающее и изменить его, преодолеть препятствие;
эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоциональным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмоция становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим;
особенности моторики. Они выступают в быстроте, резкости, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче других поддается наблюдению и оценке.

В таблице 9 даны наиболее общие описательные характеристики различных типов темперамента, которые при определенном развитии наблюдательности, можно успешно использовать при визуальной психодиагностике.

В целом темперамент,- по образному выражению А.Штангля,- «это термометр для измерения возбудимости в ходе деятельности, для «жизненного темпа» человека». Он непосредственно выражается в присущем ему темпе движении, то есть в оживленности жестов, в походке и скорости речи. А. Штангль в своей книге «Язык тела» описывает следующие типы темперамента (15):
живой темперамент - быстрый темп движения вообще, очень подвижная и богатая формами мимика, ясные и уверенные движения, быстрая походка, оживленно-быстрая манера говорить;
неограниченно-оживленный темперамент -торопливый, беспокойный, возбужденный темп движений, прямолинейные движения, начинающиеся с рывка, угловатость движений, очень подвижная и богатая формами мимика, но не очень напряженная.
Особенно при бегло-лабильных, расплывчатых движениях, при сильно подвижной, но монотонной мимике, торопливой речи, перекрывающем себя голосе, чрезмерной жестикуляции;
спокойный, степенный темперамент - скорее медленный, неспешный темп движений, малоподвижная, но относительно многообразная мимика, спокойная медленная речь;
заторможенный, вялый темперамент - слабость напряжения, выражение медленный, вялый темп движений, малоподвижная, монотонная и одновременно напряженная мимика, часто взгляд сбоку (из-за инертности), медленная, ленивая манера говорить.

Современными исследованиями установлено, что врожденные, природно обусловленные индивидуально-типические особенности человека опосредованно воздействуют на его профессиональный выбор и формируют присущий ему индивидуальный стиль деятельности. Е. А. Климов к наиболее общепризнанным формальным признакам индивидуального стиля относит следующие (5):
устойчивая система приемов и способов деятельности;
обусловленность данной системы определенными личными качествами;
данная система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

Иными словами, индивидуальный стиль деятельности представляет собой обусловленную типологическими особенностями устойчивую систему способов, которая складывается у человека стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. Например, на основе инертности естественным образом возникает склонность не отрываться от начатого дела, легко осуществляются медленные и плавные движения, возникает предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка. Аналогичным образом, отмечает Е. А. Климов, и на основе подвижности стихийно складываются противоположные черты деятельности.

Приведенное выше позволяет сделать вывод, что лица, тяготеющие к разнообразной работе, характеризуются чаще всего подвижностью нервных процессов. Отдающие предпочтение кропотливой работе, требующей терпения - их инертностью. Монотонную работу выбирают обладатели слабой нервной системы, инертных нервных процессов с преобладанием «внешнего» торможения. Лица с типологическим комплексом боязливости (слабая нервная система, подвижность торможения и преобладание «внешнего» торможения) избегают занятий, связанных с риском и опасностью. Таким образом, отмечает Е. П. Ильин (1982 г.), склонность к определенному виду деятельности имеет полуосознанный, сходный с влечением характер, и отражает безотчетное стремление человека получить удовлетворение в определенном виде активности. Вследствие чего влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности.

(c) Г.В.Щекин. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. М., 1992.
--------
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
(с) Конфуций (Кун Цзы) (ок. 551 479 гг. до н.э.)

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей Сайт пользователя 12.10.2008 11:18
цитата
Profile
Cedars©

Постов: 5253
Дата регистрации: 24.05.2003
Реклама лучше воспринимается на перемотке



Нейрофизиологи выяснили, что реклама, записанная цифровыми приёмниками, на перемотке воспринимается гораздо эффективнее. В США очень популярны высокобюджетные телесериалы вроде "Героев" (Heroes) - премьера третьего сезона, к примеру, собрала телеканалу NBC десять миллионов зрителей. В тоже время своё место под солнцем в домах среднего класса прочно заняли цифровые видеорекордеры (DVR), с помощью которых до трети всей телеаудитории записывает понравившиеся программы. А где запись, там и перемотка.

Всё это не могло не обеспокоить акул медиабизнеса, и конгломерат NBC Universal заказал компании Innerscope Research исследование "ускоренного" восприятия рекламного продукта. Результат оказался настоящим подарком для телевизионщиков: реклама на перемотке привлекает больше внимания, чем обычные ролики.

"В этом режиме люди начинают воспринимать рекламу по-другому", - считает исполнительный директор Innerscope Карл Марси (Carl Marci), по совместительству возглавляющий отделение социальной нейропсихологии в Массачусетском госпитале (Massachusetts General Hospital).

Исследователи собрали команду из 100 добровольцев и предоставили в их распоряжение ещё не вышедший на экраны эпизод научно-фантастического сериала "Путешественник" (Journeyman).

Но не всё было так просто для участников эксперимента: на них надели жилеты, которые снимали биометрические параметры, в том числе частоту дыхания, сердечный ритм, потливость, а также количество поворотов относительно заданной точки пространства. Дополнительно подопытным пришлось примерить специальные устройства, фиксировавшие движения глаз.

60 добровольцев разделили на две группы, одна из которых могла пользоваться трёхкратным, а другая шестикратным ускорением при трансляции рекламы в записи. Остальные 40 человек использовали в качестве контрольной группы.

Отчёт об этом исследовании опубликован в International Journal of Advertising.

Выяснилось, что "стандартные" зрители лучше запоминали сами ролики, однако уровень узнаваемости рекламируемых брендов и марок для тех, кто смотрел рекламу на перемотке, был в среднем в два раза выше.

Да и запоминание роликов "вживую" работало лишь в краткосрочной перспективе: последующий анализ показал - "ускоренные" блоки участники эксперимента вспоминали в 53% случаев, а обычные - лишь в 15%.

По мнению доктора Марси, объяснение этому следует искать в эффекте прямого эфира.

Когда возможность контролировать трансляцию не зависит от зрителей, они находятся в эмоциональном возбуждении в ожидании начала показа и пропускают большую часть информации мимо ушей. Зато более спокойные обладатели видеорекордера на подсознательном уровне "схватывают" рекламу - даже без звука и в ускоренном режиме.

Membrana.ru
--------
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
(с) Конфуций (Кун Цзы) (ок. 551 479 гг. до н.э.)

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей Сайт пользователя 16.10.2008 13:38
цитата
Profile
Cedars©

Постов: 5253
Дата регистрации: 24.05.2003
два эксперимента на тему лозоходства

Эксперимент Иориша и Туробова

Эксперимент был поставлен Ю. Иоришем и Б. Туробовым в рамках официальной проверки заявлений о практической значимости лозоходства вообще и существовании, в частности, «биополя» как механизма, лежащего в его основе; результаты эксперимента описаны в журнале Природа (1984, № 11).

В эксперименте участвовали операторы-лозоходцы и экспериментаторы (индукторы). В комнате устанавливались три тумбы с пустыми закрывающимися коробками, маркированные номерами, индуктор вытягивал наугад один из трёх билетов с номером и клал в одну из коробок с таким же номером кусок свинца, после чего приглашал в комнату оператора-лозоходца. Оператор под наблюдением индуктора обследовал с помощью рамки все три коробки, после чего называл номер коробки в которой, по его мнению, был спрятан свинец. В серии из 76 тестов было получено 64 верных результата (84 %), что значительно превышает результат по случайному выбору (33 %). Однако в случае, если индуктор находился спиной к оператору или за фанерным экраном, результаты значительно ухудшались. В случае отсутствия индуктора, то есть когда свинец прятало третье лицо, удалявшееся из комнаты во время поиска, результаты приближались к случайным.

В качестве контроля был проведён следующий эксперимент: третье лицо выдавало индуктору билет с номером, но свинец в коробки не помещался, в этом случае оператор указал на коробку с номером, совпадающим с номером билета в 17 случаях из 21 (80 %).



Сиднейский эксперимент

В 1980 г. в Сиднее Джеймсом Рэнди и Диком Смитом была предложена сумма в $40,000 за успешную демонстрацию лозоходства, к тестированию допускались все желающие. В качестве объекта для демонстрации способностей был предложен набор из десяти пластиковых труб диаметром 4 дюйма, заглублённых в землю на половину своей длины на несколько дюймов, то есть претенденты могли их видеть; затем по одной из случайно выбранных труб пускался поток воды и претенденту предлагалось определить, в какой из труб она протекает.

В тестировании приняло участие 16 претендентов, каждый делал 5-10 попыток (количество попыток определялось участником), для устранения влияния идеомоторных механизмов экспериментаторы, общавшиеся с претендентами, не знали, в какой из труб протекает вода. В общей сложности было сделано 111 попыток, из них удачными (указания на трубу с протекающей водой) оказалось 15 (13.5 %), что практически совпадает с результатом случайного выбора (10 %). Призовая сумма осталась невостребованной.
--------
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
(с) Конфуций (Кун Цзы) (ок. 551 479 гг. до н.э.)

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей Сайт пользователя 17.10.2008 11:18
цитата
Profile
Cedars©

Постов: 5253
Дата регистрации: 24.05.2003
Необычный фотоэксперимент был проведен специально для французского журнала Vogue: одна и та же модель была запечатлена в 10, 20, 30, 40, 50 и 60-ти летнем возрасте.

Показательно, что для изменения "возраста" венгерской манекенщицы Энико Михалик компьютерная графика не использовалась. Облик 20-летней девушки меняли только при помощи освещения и макияжа.

Эти фото – настоящее украшение ноябрьского номера французского журнала. Авторы фотографий – Инес ван Ламсвеерде и Винудх Матадин. Стилист – Карин Ройтфелд, визажист – Лиза Батлер.
Profile
Cedars©

Постов: 5253
Дата регистрации: 24.05.2003
Воробьи отличают китайский язык от английского


Птицы способны различать языки людей. Это показало исследование, проведённое профессором Сигеру Ватанабе (Shigeru Watanabe) и его коллегами из японского университета Кейо (Keio University), пишет Membrana.ru.

Ранее учёные уже сообщали, что способностью различать человеческие языки между собой обладают обезьяны и некоторые другие млекопитающие (например, "Мембрана" не так давно рассказывала о крысах-полиглотах), но впервые аналогичные таланты найдены у птиц.
Японцы поставили опыт с яванскими воробьями. Им транслировали запись чтения двух известных японских романов - "Рассказ Генджи" и "Я - Кот".
Но поскольку авторам эксперимента требовалось взять два сильно различающихся по мелодике языка - эти романы воспроизводились в переводе на китайский и английский. К тому же, птицы, использованные в опыте, давно слушали японскую речь и привыкли к ней, потому исследователи в Кейо не стали включать в эксперимент свой родной язык.
Сначала птице, сидящей на жёрдочке, давали слушать английскую версию текста, а потом кормили. Позже проигрывали в случайном порядке китайские и английские фрагменты, и вновь давали пищу, но только тогда, когда птица прыгала на жёрдочку исключительно в ответ на звуки английского текста.

Аналогичного результата учёные добились и от птиц, которых заставили выделять китайскую речь, игнорируя английскую, и также получая за это награду.

Правильное определение языка происходило в 75% случаев.

Авторы работы полагают, что их исследование может пролить некоторый свет на механизмы распознавания речи и у людей.
--------
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
(с) Конфуций (Кун Цзы) (ок. 551 479 гг. до н.э.)

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей Сайт пользователя 28.11.2008 07:50
цитата
Profile
Cedars©

Постов: 5253
Дата регистрации: 24.05.2003
Английский историк Гевин Мензис заявил о сенсационном открытии. По его словам, он сумел раскрыть тайны изобретений Леонардо да Винчи. Более того, по утверждениям исследователя, гений эпохи Возрождения вовсе не был автором многих изобретений, приписываемых да Винчи.

Основываясь на своих исследованиях, Мензис пришел к выводу, что все чертежи, которыми прославился итальянский маэстро, изначально принадлежали китайским ученым.

Историки всего мира признают тот факт, что ученые средневекового Китая совершили многие революционные открытия, которые в Европе появились десятилетия (если не века) спустя. Среди них значатся такие инновации, как сложные системы ирригации, металлургия, бумага, порох, селекция растений и многие другие.

Однако английский ученый в своем исследовании пришел к революционному выводу, что в 1430 году делегация китайских исследователей прибыла со специальной миссией в Венецию. Из Венеции китайское посольство направилось во Флоренцию, где передало тогдашнему Папе Римскому Евгению IV большой пакет документов, содержащих информацию по истории Китая, его культуре, языку и в том числе по изобретениям ученых Поднебесной, сообщает деловая газета "Взгляд".

По утверждению Гевина Мензиса, спустя несколько десятков лет этими бумагами (в которых содержались рисунки со схемами и чертежами инноваций) завладел сам да Винчи, родственники которого работали тогда в Ватикане и имели доступ к секретным архивам.

Английский историк считает, что именно китайские исследования вдохновили Леонардо к его открытиям, которые ознаменовали собой начало большого социально-культурного пласта в истории Европы. Стоит отметить тот факт, что, по разным историческим данным, китайская цивилизация насчитывает без малого шесть тысяч лет.

--------
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
(с) Конфуций (Кун Цзы) (ок. 551 479 гг. до н.э.)

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей Сайт пользователя 28.11.2008 16:03
цитата
Profile
korepa©

Постов: 26
Дата регистрации: 15.08.2008
[quote]Цитата, автор Cedars:


Эксперимент Кларка (1978 г.)

Вот спасибочки. Мне пригодится этот эксперемент для статейки :)

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей 04.12.2008 16:26
цитата
Profile
Cedars©

Постов: 5253
Дата регистрации: 24.05.2003
кстати, эксперимент Кларка много раз перепроверяли. В том числе с учетом, так называемой Парадигмы Эша (социальное влияние группы на поведение индивидуума) и появилось мнение, что это эксперимент Кларка, имеет большую зависимость от уровня выраженности "спермотоксикоза" как в мужском плане, так и в женском (для него тоже есть термин - не помню какой). ;)
--------
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
(с) Конфуций (Кун Цзы) (ок. 551 479 гг. до н.э.)

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей Сайт пользователя 04.12.2008 16:55
цитата
Profile
Cedars©

Постов: 5253
Дата регистрации: 24.05.2003
Парадигма Эша

Для того чтобы изучить социальное влияние группы на поведение индивидуума профессор Эш поставил оригинальный эксперимент. Испытуемых помещали в группу якобы таких же испытуемых, а на самом деле сотрудников экспериментатора. Группе показывали картинку и просили каждого высказаться, не обращая внимания на мнения других. Сотрудники начинали во всеуслышанье давать, очевидно, неправильные ответы. Испытуемые никак (ни морально, ни материально) не зависели от экспериментатора или членов группы и не ожидали вознаграждения. Под влиянием ответов других от 50 до 80 % испытуемых, несмотря на внутренний дискомфорт, хоть раз соглашались с явной чушью, противоречащей очевидному. Число согласившихся оставалось стабильным при уменьшении группы до 4 человек и падало только, когда испытуемый был всего с одним или двумя сообщниками экспериментатора. Важно было только, чтобы заблуждающееся большинство было единодушным. При появлении хоть одного «союзника» уровень согласия испытуемого резко снижался
--------
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
(с) Конфуций (Кун Цзы) (ок. 551 479 гг. до н.э.)

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей Сайт пользователя 04.12.2008 17:00
цитата
Profile
Cedars©

Постов: 5253
Дата регистрации: 24.05.2003
Канальный фактор

Курт Левин обнаружил, что эффективность социального влияния зависит от наличия путей, каналов, позволяющих перевести мнение или пожелание в конкретное действие. Когда во время Второй мировой войны к американцам обратились не с общим призывом: «Покупайте облигации военного займа», а с конкретным: «Купите еще одну стодолларовую облигацию!» и указали время и место, где это нужно сделать, то число купивших выросло вдвое и достигло 50% всех лиц, получавших зарплату. (При этом, в отличие от СССР, в США никого насильно не заставляли покупать государственные облигации).
--------
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
(с) Конфуций (Кун Цзы) (ок. 551 479 гг. до н.э.)

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей Сайт пользователя 04.12.2008 17:00
цитата
Profile
Cedars©

Постов: 5253
Дата регистрации: 24.05.2003

Цитата, автор Cedars:
Канальный фактор

Курт Левин обнаружил, что эффективность социального влияния зависит от наличия путей, каналов, позволяющих перевести мнение или пожелание в конкретное действие.



в качестве иллюстрации. Израиль, 1994 год
[/quote]Движение «Зо арцейну» провозгласило: «Мы имеем право на ненасильственное гражданское неповиновение. Нам не дают выразить свою точку зрения на общественных форумах, не подпускают к СМИ, не дают разрешение на демонстрации — мы выйдем на улицы в знак протеста против самоубийственной и антидемократической политики правительства. Пусть нас арестовывают, мы не будем сопротивляться — мы с гордостью подвергнемся наказанию за убеждения». И через этот «канал» на улицы хлынул поток людей, протестующих против соглашения Осло. Сотни тысяч добропорядочных граждан стояли на перекрестках со связанными руками, в знак того, что их протест носит ненасильственный характер, а они хотят только выразить свою гражданскую позицию. Суды и полиция не справлялись с потоком арестованных. Премьер–министр понял, что обычные демократические институты не справляются с таким массовым протестом и поставил задачу перед силовыми структурами «навести в стране порядок».[/quote]
--------
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
(с) Конфуций (Кун Цзы) (ок. 551 479 гг. до н.э.)

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей Сайт пользователя 04.12.2008 17:02
цитата
Profile
Cedars©

Постов: 5253
Дата регистрации: 24.05.2003
Социальные ярлыки и самореализующиеся ожидания

Роберт Розенталь и Линор Джейкобсон в 1968 году провели среди детей тесты на уровень интеллекта (показатель IQ). Одновременно они случайным образом выбрали детей, про которых сообщили учителям, что от них можно ожидать повышения показателя IQ. Через некоторое время после такого заявления было статистически зафиксировано действительное увеличение показателей этих детей. Другие экспериментаторы (Миллер, Брикман и Болен) проверили, как на детей действуют простые призывы убирать свои классы, и что происходит, если их только хвалят за то, что они уже успешно поддерживают чистоту. В то время как в наблюдаемом классе, где не было вмешательства извне, 20% мусора попадало в корзину, а остальной валялся на полу, в классе, где убеждали убирать — 45% мусора попадало в корзину, а там, где детей не убеждали, а только постоянно называли чистоплотными — 80%. Более того, хвалимые дети продемонстрировали устойчивость достижений — через 2 недели после окончания эксперимента они, в отличие от двух других групп, все еще поддерживали чистоту.
--------
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
(с) Конфуций (Кун Цзы) (ок. 551 479 гг. до н.э.)

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей Сайт пользователя 04.12.2008 17:05
цитата
< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 >
В настоящий момент эту тему просматривают: участников - 0, гостей - 9.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения в этом форуме


Форумы на Sostav.ru / Психология рекламы. / Трактовка эксперимента - это дело вкуса. (с) Петр Капица
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 495 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
Rambler's Top100   18+   Словарь маркетинговых терминов