Слово и фраза: Искать: Сортировать по:
Форумы на Sostav.ru / Право / Изменения в ст.24 ФЗ "О рекламе"
С начала 2014 года реклама медицинских услуг запрещена. И что делать?

Profile
Brener©

Модератор
Постов: 2871
Дата регистрации: 28.06.2007
Незначительные изменения в Закон РФ «О рекламе» вносятся, примерно, раз в полгода. Но изменения, вступившие в силу с 1 января 2014 года, одним махом отрубили любую возможность продвижения медицинских услуг. Попробуем разобраться, что теперь можно, а что нельзя.

Что было
Рекламу лекарственных препаратов и медицинских услуг в России регулирует статья 24 Закона «О рекламе». Основные ее положения известны и самим медицинским учреждениям, и специалистам по рекламе. До нынешнего года в этой статье существовала одна часть, на которую следовало обращать внимание в любом случае – седьмая. Напомним, что согласно ей, «реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.»

Параллельно существовала часть 8, которая рекламу рецептурных препаратов, методов лечения, а также медицинских изделий, для использования которых необходима специальная подготовка, разрешала только среди профессионалов медиков. Большого внимания на нее не обращали, знали только, что рецептурные препараты рекламировать нельзя.
Части благополучно дополняли друг друга. Медицинские учреждения знали, что их реклама должна сопровождаться предупредительной надписью, и в ней не должно быть методов лечения, для использования которых требуется специальная подготовка. Что такое «специальная подготовка» - не особо задумывались. Контролирующие органы к этим тонкостям относились лояльно. Н все стало с ног на голову с 1 января.

Что есть
Изменения коснулись обеих частей. Казалось бы, принципиально ничего не изменилось: и там, и там вместо слов «методов лечения» появилась фраза «методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации», а часть 8 получила еще перед этим перечнем фразу «медицинских услуг, в том числе». Но по сути часть 8 ст. 24 теперь фактически стала запрещать рекламу медицинских услуг.





«На дыбы» поднялись юристы медицинских компаний. Внимательно вчитавшись в текст этого пункта, они задались вопросом: понятие «специальная подготовка» относится только к изделиям, или ко всем услугам? И что значит – «специальная подготовка»?

Кроме того, специалисты заметили, что часть 8 стала противоречить части 7. Седьмая часть говорит о рекламе медицинских услуг на телевидении, в прессе и на прочих носителях, а часть 8 запрещает эти виды рекламы.

Как водится, ФАС России не торопилась с разъяснениями. Были некие высказывания представителей Минздрава и Правительства России, но они не имели юридической силы. Медики строили предположения самостоятельно. Термин «специальная подготовка» встречается в Постановлении Правительства РФ «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств…». И речь в нем идет о специалистах, прошедших специальную подготовку в сфере оборота наркотических средств. Если бы все было именно так, то медики могли бы вздохнуть облегченно: запрещается всего лишь реклама медицинских услуг, связанных с наркотиками. И вера в светлое будущее подсказывала врачам, что именно так и должно бы быть. Но…

Что будет
Прошло 20 дней нового года, и антимонопольный орган все-таки разъяснил, что имели в виду законодатели. Вот цитата из официального документа, письма Руководителям территориальных органов ФАС России от заместителя руководителя ФАС России А. Б. Кашеварова: «...с 01.01.2014 реклама медицинских услуг допускается исключительно в рамках указанных мероприятий для медицинских или фармацевтических работников или в специальных печатных изданиях, предназначенных для данной категории работников».(сам документ приаттачен внизу)
То есть, надежды врачей не оправдались. Почему законодатели решили оставить медицину без рекламы своих услуг – вопрос открытый. Возможно, чтобы выровнять шансы платной и бесплатной медицины. Хотя, это только предположение.

Одновременно в письме дается ответ на вопрос, что считать медицинскими услугами. В этом плане антимонопольный орган ссылается на Номенклатуру медицинских услуг, утвержденную приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.11.201 г. № 1664н.

Здесь уже наступает время хвататься за голову смежникам врачей. Потому что в этой номенклатуре указаны, например, «психологическое консультирование», «психотерапия» и даже «очищение кожи лица и шеи», не говоря уже о массаже и пилинге. Получается, что эти услуги также нельзя рекламировать. А вот выдачи справок в номенклатуре нет. Не медицинское это дело.

Чем сердце успокоится
К счастью, запрет рекламы медицинских услуг не распространяется на рекламу самих медицинских учреждений, потому что понятие «медицинская деятельность», согласно Закону РФ «Об основах охраны здоровья граждан…», шире, чем понятие «медицинская услуга». И снова цитата за вышеозначенного письма: «сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не попадает в сферу действия части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе», в том числе, в случае, если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации».

И еще вспомним про часть 7. Предупредительной надписью о противопоказаниях должна сопровождаться реклама медицинских услуг. А раз сами услуги рекламировать нельзя, то и надписи этой в рекламе медицинских учреждений быть не должно! Иначе получается обратная логика: если есть надпись, значит это реклама услуг.

Подытожим:




И в заключение пара вопросов, ответов на которые нет. Понятно желание законодателей оградить граждан от деятельности полуподпольных околоврачебных кабинетов. Но, во-первых, почему при этом заслуженные санатории, медицинские и диагностические центры, имеющие высококлассный персонал, все необходимые разрешения и многолетний успешный опыт помощи гражданам теперь должны извиваться ужами и искать лазейки в частоколе законодательных запретов?

И во-вторых, очень интересно спросить господ законодателей, как соотносится запрет рекламы медицинских услуг, в том числе профилактических, с Приоритетным национальным проектом «Здоровье», в перечне целей которого, в том числе, обозначено «Возрождение профилактического направления в здравоохранении»?
Очень жаль, что вопросы эти – чисто риторические. Но мы выкрутимся. Где наша не пропадала.



------------------
Отредактировано: Brener | 11.02.2014 15:36
attachment
razyasneniya_reklama_meduslug.pdf
--------
Всё о домашних любимцах
Реклама на транспорте

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей 11.02.2014 15:19
цитата
Profile
Brener©

Модератор
Постов: 2871
Дата регистрации: 28.06.2007
А ситуация начала налаживаться. 28 февраля в Госдуму внесен законопроект, убирающий эти поправки: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=461801-6
Но всё не слава богу. В этом же законопроекте предлагается до кучи запретить рекламу медицинских изделий. Всех. Включая градусники... )))
Если ничего не изменится, в мае законопроект рассмотрят.
------------------
Отредактировано: Brener | 19.03.2014 11:36
--------
Всё о домашних любимцах
Реклама на транспорте

Да 0 Нет 0
Пользователь в OffLine Послать приватное сообщение Добавить пользователя в список друзей 19.03.2014 11:31
цитата
В настоящий момент эту тему просматривают: участников - 0, гостей - 1.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения в этом форуме


Форумы на Sostav.ru / Право / Изменения в ст.24 ФЗ "О рекламе"
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 495 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
Rambler's Top100   18+   Словарь маркетинговых терминов