|
|
|
|
|
|
Ride the lightning
Постов: 2245 Дата регистрации: 08.08.2006 |
Роман Ирины Майоровой «Халява для лоха» – продолжение новой для российского рынка традиции познавательного трэша.
Занятно видеть следующее объявление: «Презентация книги Ирины Майоровой «Халява для лоха». Приглашаются все работники рекламного бизнеса»? Разумеется, организаторы вовсе намекают на легковерие рекламщиков. Просто книга Майоровой, ставшей относительно знаменитой после сочинения «Про людей и звездей», как раз этому самому рекламному бизнесу и посвящена. Как уверяет издательство, из романа можно узнать, как «профессионалы промывают мозги потенциальным покупателям, какими методами воздействия пользуются, и как им помогает в этом талантливая творческая интеллигенция». Для того чтобы сарказм уловили даже самые отпетые лохи, книгу снабдили посвящением «Жертвам рекламы посвящается», а обложку испещрили объявлениями вроде: «Купи две книги по цене трех, третью получи бесплатно».
Обложка, меж тем, заслуживает внимания по другой причине: визуально она почти неотличима от дизайна нового бестселлера Сергея Минаева «Медиа-сапиенс».
На сленге рекламщиков это, кажется, называется «прицепиться к паровозу» – увеличить свои продажи за счет сходства с заведомо ходовым товаром.
Аналогии с Минаевым, впрочем, напрашиваются и без того, уж больно схожие истории: никому не известный автор выступает с дебютной книгой, которая становится бестселлером. Обе книги эксплуатируют аффектированно-модную тему: «Духлесс» вникал в столь популярный у читателей «гламур», «Про людей и звездей» описывала жизнь звезд шоу-бизнеса. Обе книги на самом деле были о другом – о кризисе среднего возраста сегодняшних тридцатилетних. Оба автора знали предмет своего исследования досконально – глубокое знание господином Минаевым столичной тусовки не подлежит сомнению, Майорова же и вовсе была одним из создателей и руководителей газеты «Жизнь», ставшей в России эталоном «бульварной прессы».
Скорее всего, именно этой подлинности обе книги и обязаны своим успехом.
Понимая необходимость ковать железо со всей возможной оперативностью, авторы быстро выпускают по второй книге, но на сей раз – об одном и том же. О рекламе. Только Минаев в «Медиа-сапиенсе» сосредоточился на рекламе политической, у Майоровой же исключительно товары широкого потребления.
Разумное решение. Обычная развлекательная литература стремительно теряет популярность – тиражи «королевы российского книжного рынка» Дарьи Донцовой устойчиво снижаются год от года. Чистый вымысел все менее интересен, читатель за свои деньги желает не только развлечься, но и получить какую-нибудь информацию. В бестселлеры выбиваются своеобразные «кентавры», где к незамысловатому роману пришито столь же незамысловатые этнографические или социологические наблюдения. Полевые исследования Гоа упаковываются в детективный сюжет с парой килограмм кокаина, описание нравов обитателей Рублевского шоссе снабжается экшеном с убийством мужа.
Сюжетная составляющая «Халявы для лоха» и вовсе напоминает бразильский сериал.
Ллюбовный треугольник, сфабрикованное уголовное дело для Удачливого Соперника и амнезия у Бедной Но Гордой Красавицы, и Честный Мент, выводящий Главного Негодяя на чистую воду… Но так как на самом деле герои книги – тайные рецепты рекламного воздействия, то в самые кульминационные моменты возникают сентенции вроде: «Там Дукалис полсерии в магазине «Техносила» микроволновку выбирает, а вторую половину – коробку с огромным логотипом фирмы на себе таскает. Потому что скрытая реклама – это, скажу я вам, промоушен убойной силы. Во-первых, не вызывает у потребителя раздражения и не кажется ему навязчивой…».
Одна проблема (оставим в стороне литературные достоинства) – сделанные по этому образцу бестселлеры получаются одноразовыми. Как правило, весь имеющийся у автора эксклюзив он выкладывает в первом романе, а разбираться в новой теме месяцами и годами, как принято у добросовестных писателей-профессионалов, отчего-то не получается. Выложив свой скромный хомячий припас, в комплекте с деньгами и славой автор получает кризис темы. И о чем тогда писать? Правильно. Как заметила в недавнем интервью Ирина Майорова: «Есть три области, в которых каждый считает себя «докой»: педагогика, медицина и реклама».
Майорова И. Халява для лоха. М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
Текст взят отсюда: http://www.gazeta.ru/culture/2007/05/02/a_1645949.shtml |
|
|
0 |
|
0 |
Комментарий понравился? |
|
0 |
|
0 |
05.05.2007 10:25 | |
|
|
|
| Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения в этом форуме |
|
|
|
|
|
© "ООО Состав.ру" 1998-2024
тел/факс: +7 495 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2
При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
|
|
|