|
|
|
|
|
|
Ride the lightning
Постов: 2245 Дата регистрации: 08.08.2006 |
В последние годы издательства в один голос твердят о преимуществах аудиокниг. Слушать приятный баритон актера, воркующего о «птице-тройке», можно где угодно — дома, за рулем, на лекциях, на работе и в толчее метро. Своей универсальностью «говорящие» книги и ценятся.
БАРАШЕК У МИКРОФОНА
Датой рождения аудиокниги можно назвать день, когда Эдисон записал стишок «У Мэри был барашек» на восковой валик фонографа. Массовое производство «говорящих» книг, записанных на пластинках из шеллака, было налажено в Европе. Их адресовали людям, ослепшим во время Первой мировой войны. Такие книги, естественно, стоили дороже бумажных, а слушали их исключительно на специальных магнитофонах с нестандартными скоростями. Кстати, в СССР «говорящие» книги» появились лишь в 1961 году.
Постепенно аудиокнига приобрела популярность и среди зрячих людей. Аудиопостановки на пластинках охотно раскупались, поэтому Апрелевский завод выпускал их миллионными тиражами.
Многие из нас слушали в детстве сказки по радио. Когда-то для записи радиоспектаклей привлекались лучшие артисты, звезды театра с великолепными голосами, для них писали оригинальную музыку лучшие композиторы. Впрочем, в нашей стране таким образом тиражировались не только сказки. По радио великие Ираклий Андроников, Василий Качалов, Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Пельтцер читали великих Чехова, Зощенко, Бунина... Культура радиоспектакля в СССР была на высоком уровне, хотя тогда актеры получали полагающиеся по тарифу копейки вне зависимости от своей «звездности» — как в обычном театре с оркестровой ямой и кулисами, так и в «театре у микрофона».
СЛУШАЕМ ВСЛУХ
В постперестроечные годы, когда в России радиостанции стали «форматными», литчтения покинули эфир. К счастью, это не было смертью жанра, скорее летаргическим сном — радиоспектакли вновь зазвучали на волнах радиостанций, больше, правда, государственных.
А в последние годы «говорящие» книги стали последним писком моды. Согласитесь, хранить такую библиотеку дома гораздо проще. Диски много места не занимают, не пылятся, аллергию не вызывают, от влаги не портятся, и мыши их не грызут.
По подсчетам Анастасии Соколовой, PR-менеджера компании «Буквоед», в их сети нынче представлено около 1000 наименований аудиокниг. Особым спросом пользуется русская классика: «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго», «Преступление и наказание», современные бестселлеры «Код Да Винчи», «Духless», учебная и бизнес-литература.
Выбор аудиокниг сейчас очень богатый. Так, за 2006 год в «Буквоеде» ассортимент вырос в два раза. Руководства этой сети планирует к концу 2007 года расширить его еще на 50%.
Аудитория аудиокниг сегодня настолько широка и разнообразна, что компании, продающее «говорящие» книги, не всегда знают точный ответ на вопрос, кто же их основной потребитель. Однако Анастасия Соколова может, не кривя душой, сказать, что классическая серия спасла не одного школьника, не успевшего вовремя прочитать книгу.
Между тем, по результатам опроса компании «СиДиКом», 86% слушателей — мужчины, 14% — женщины; 77% прослушивают аудиокниги дома, 38% — на работе, 41% — в машине, 12% — занимаясь спортом, 34% — в городском транспорте.
«На каждом диске есть информация о времени звучания, исполнителе и так далее. Некоторые издательства аудиокниг на своих сайтах предоставляют возможность скачать демо-файлы. Так что те люди, которые не успевает читать книги, могут прослушать любимое произведение в машине. Однако выделять продажу аудиокниг в отдельное направление мы пока не собираемся», — подытожила Анастасия Соколова.
КАК ДЕЛАЮТ АУДИОКНИГИ?
Сначала издатель формирует редакционный портфель — своеобразный баланс между конъюнктурой на злобу дня и настоящей литературой. Составляются рейтинги, проводятся исследования рынка. В обязательном порядке согласовываются авторские права. Причем, как утверждают специалисты, лицензия стоит не очень дорого, и удобнее работать честно, тем более что по-другому сегодня нельзя: заводы требуют так называемой «полной правовой очистки». Процедура оформления зачастую затягивается. Любой проект может быть заблокирован одним из многочисленных участников процесса. Закон об авторском праве во многом формален и не предусматривает рациональные способы решения проблем.
Затем можно избрать два пути: работать с архивами или записывать в студии с нуля. В первом случае недешевые архивы надо выкупить у Фонда Гостелерадио. Во втором — проводится кастинг актеров, которых подбирают специально под каждую книгу, проверяя, насколько голос и манера чтения соответствуют произведению. Как правило, это заслуженные артисты, театральные актеры и профессиональные дикторы, труд которых ой как не прост. Даже профессионалы выдерживают не более двух часов записи при средней продолжительности — 15-20 часов звучания. Кстати, в последнее время стало модным, чтобы свои произведения читали авторы.
«Мне кажется, многие профессиональные актеры начитывают книги с чрезмерным пафосом, этаким надрывом. Лично мне это режет ухо», — говорит корреспонденту RM известный журналист и писатель Дмитрий Быков. Именно поэтому он предпочитает аудиокниги со своими произведениями делать сам.
«Конечно, качество моего чтения объективно могут оценить только слушатели, но я стараюсь все делать с толком, с расстановкой. Примерно так детям на ночь читают сказки», — пояснил Дмитрий Быков. Если посмотреть на рейтинги продаж Диминых книг, то становится понятным, что читает он хорошо.
НА МУЗЫКЕ НЕ ЭКОНОМЯТ
Одну книгу Дмитрия Быкова, написанную в соавторстве с Ириной Лукьяновой, прочитала Александра Житинская. Она же сделала музыкальное сопровождение «Зверьков и зверюшей». Восемь сказок записывались с перерывами почти три года.
По мнению Саши, немаловажную роль в восприятии аудиокниги играет музыкальное сопровождение, на котором, к сожалению, экономят многие производители «говорящих» книг.
«Недавно я слушала “Хроники Нарнии”. Там совсем нет музыки. “Сухой” текст делает чтение каким-то канцелярским. А так нельзя поступать, особенно с детскими книжками», — утверждает Александра Житинская. В «Зверьках и зверюшах» постоянно звучит музыка — попурри из классики и импровизаций. Именно музыкальный фон, по мнению Александры, помог ей выбрать правильную интонацию для детской книжки.
Напоследок хочется сказать, что в некоторых библиотеках создаются «медиатечные» фонды (нам известны медиатеки, где представлены 200—300 наименований дисков, хотя ассортимент среднего лотка электронных изданий уже сейчас составляет 1500—2000 наименований). Судя по всему, медиатеки современных библиотек будут стремительно расти и развиваться.
Также «говорящие» книжки можно бесплатно скачать в Интернете.
www.audiokniga.biz.ua. От Бушкова до Кинга.
www.gold.stihophone.ru. Голоса великих поэтов в mp3.
www.audioknigi-darom.ru. 721 аудиокнига, 369 часов непрерывного звучания. Но помните, аудиокнига никогда не заменит книги традиционной. Это просто иной жанр, как театр, кино или мультипликация.
Форматы «говорящей» книги:
Аудиокассета. Время звучания — не более 90 минут. Цена аудиокассеты в торговой сети — 30-60 руб. Долгое время это был самый дешевый способ производства. Формат начинает морально устаревать, аудиокниги на кассетах громоздки.
Audio CD (компакт-диск). Время звучания — не более 90 минут. Цена в торговой сети — 80—180 руб. Производство дорогое, но качественное. Одна книга занимает от 2 до 15 компакт-дисков. Оформление аудиокниг максимально приближено к внешнему виду обычной книги в отличном переплете — с качественным картоном и полиграфией.
MP3-диск. Время звучания — 8—10 часов при достойном качестве звука. Теперь, очевидно, недалеко до флеш-карт размером с почтовую марку.
Источник: http://www.rmob.ru/articles/?article_id=1418 |
|
|
0 |
|
0 |
Комментарий понравился? |
|
0 |
|
0 |
30.04.2007 18:31 | |
|
|
|
| Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения в этом форуме |
|
|
|
|
|
© "ООО Состав.ру" 1998-2024
тел/факс: +7 495 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2
При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
|
|
|